Чем отличается пророчество от предсказания

В этой статье маг Ольга Васильева отвечает на вопрос «Чем отличается пророчество от предсказания?».

Можно ли называть несбывшееся пророчество лжепророчеством, а человека – лжепророком? И какое пророчество можно считать ложным? Есть ли разница между пророчеством и предсказанием? На эти сложные вопросы мы постарались найти ответы и собрали мнения служителей.

Несбывшиеся пророчества вызывают множество нареканий и, вроде бы, портят репутацию именитых пророков. Но нам необходимо учесть некоторые моменты.

Во-вторых, человек мог ошибиться. Мы не застрахованы от ошибок, потому всегда стараемся больше доверять способности Бога говорить, чем нашей способности Его слышать. Напротив, ошибки неизбежны. Ведь Писание учит нас все испытывать, и это как раз и говорит о возможности ошибок. С другой стороны, если человек действительно ошибся то, на мой взгляд, достаточно просто признать это. К сожалению, некоторые начинают искать себе оправданий и это не делает им чести.

Ну и третье, это то, что на самом деле события могут измениться, ведь в Писании такие случаи все-таки были, как например с Ионой.

Каждый случай индивидуален и требует особого рассмотрения.

Иногда некоторые служители используют кафедру для манипуляций. Люди доверяют их авторитету и готовы верить всему, что слышат. Однако здесь есть проблема не только манипулирующих служителей, но также и тех, кто перекладывает ответственность за свою жизнь на проповедника вместо того, чтобы учиться развивать с Богом личные отношения. Я думаю нам необходимо учиться испытывать слова проповедников и не реагировать, когда нами начинают манипулировать. А если есть возможность, то говорить с этими служителями прямо. В любом случае, именно мы несем ответственность за свои поступки и не сможем переложить ее на манипулирующих проповедников.

Существует распространенное заблуждение относительно целей ветхозаветных пророчеств. Пожалуй, самое типичное представление о них можно условно назвать — прогноз погоды. Программы новостей обычно заканчиваются такой метеосводкой. Диктор объясняет, какая погода ожидается в ближайшем будущем. Нередко христиане именно так воспринимают и пророчества. Они думают, что пророки просто предсказывали события, заранее объявляли о том, что произойдет. В некотором смысле это так — пророки действительно возвещали о том, что Бог намерен повернуть историю в определенном направлении. Однако нельзя забывать о возможных условиях, — отклик людей, перемена в их поведении — могли серьезно повлиять на Божье намерение.

Бытует неверное толкование этого отрывка, смысл которого заключается в следующем: если говорит истинный пророк Божий, то все должно совершиться именно так, как он сказал. Но чтобы правильно применить Моисеев критерий истинности, нужно вспомнить изложенные в этом уроке принципы. Иначе наш подход к пророчествам будет поверхностным и ограниченным. Следует учитывать цель пророческих предсказаний. Пророки не утверждали, что предсказывают события неизбежные. Иногда они открыто объясняли, что поведение людей может повлиять на исполнение пророчества, а иногда это просто подразумевалось. Поэтому оценивая пророка по критерию Моисея, нужно спрашивать не только о том, что он сказал, но о том какие условия в его предсказании подразумевались.

Желание знать своё будущее всегда возбуждало в человеке особенный интерес и особенные чувства.

Господь ограничил человека, дав ему способность видеть только образ будущего (1Кор.13:12).

Во-первых, у предсказания и пророчества разные источники, разный механизм и разные последствия.

Источник пророчества — Бог. Только Бог знает будущее, которое Он уже сотворил в Своём творческом могуществе. Это Он открывает человеку Свою перспективу и приглашает последовать за ней. Пророчество всегда ведёт человека вперёд к познанию Бога и Его милости. Пророчество всегда наполнено силой и оптимизмом. Пророчество всегда делает человека участником пророческого пути, пройдя которым человек переживает трансформацию, которая помогает ему лучше понять своего Бога и приблизиться к Нему.

Источник предсказания — обман. Никто кроме Бога не знает того, что будет! Предсказание не открывает будущее, а моделирует его, предлагая человеку бездействуя ожидать обещанного.

Читайте также:  Чемпионат швеции суперэттан предсказания

Предсказание — всегда манипуляция и всегда потеря. Потеря времени, надежд, веры. Предсказание уводит человека от Божьей перспективы и Божьей милости.

  • Если пророчество противоречит Писанию, оно не может быть от Бога.
  • Если пророчество навязывает человеку выбор, оно не может быть от Бога.
  • Если пророчество разрушает (семью, страну, церковь, жизнь), оно не может быть от Бога.

Для исследования пророчества запасись терпением, временем и верой.

В наши дни мы чрезмерно нуждаемся в том, чтобы помнить это предупреждение.

Некоторые дети Божьи настолько очарованы сверхъестественными проявлениями, что готовы принять всякого, кто демонстрирует наличие сверхъестественной силы или знания как стопроцентных Божьих слуг.

Но приведенное выше место Писания показывает, что такое отношение является не библейским и опасным. В 7-й и 8-1 главах книги Исход говорится, что египетские волшебники (маги) смогли воспроизвести первые три сверхъестественных чуда, показанных Моисеем и Аароном: они могли превращать посохи в змей, воду — в кровь и вызывать полчища жаб из реки. Но, несмотря на это, те маги были служителями сатаны и черпали сверхъестественную силу от него.

Подлинный пророк — это тот, кто совершает знамение и чье предсказание сбывается, но при этом он также и учит преданности и послушанию Господу и Его Слову.

Если христианин говорит о каком-то знамении и делает пророческое предсказание, которое не сбылось, то он (или она) должны сделать следующее:

  1. Публично признать, что знамение или предсказание были ложными.
  2. Попросить прощения у тех, кого они этим ввели в заблуждение.
  3. Если люди, введенные в заблуждение, потерпели урон, или им нанесен был вред, то нужно сделать все возможное, чтобы возместить причиненный ущерб.

Пророчество — драгоценный дар, дарованный Иисусом для созидания Церкви. Когда им правильно пользуются, пророчество становится каналом великого благословения: назидания, увещания и утешения. Но подделка — лжепророчество, может быть сатанинским инструментом, используемым для разрушения и истребления народа Божьего. Я помню случаи, когда лжепророчество становилось орудием разрушения жизни человека, семьи и даже целого собрания. И это возлагает на руководителей народа Божьего ответственность за обязательное и правильное применение тех средств защиты, которые дарованы нам Богом в Писании.

Ослицы и царский престол

Людям всегда хотелось заглянуть за грань ведомого: в старину они обращались к гадалкам и прорицателям, сегодня – к экстрасенсам и футурологам. В этом смысле с библейских времен ничего не изменилось: Библия, например, рассказывает как некий юноша по имени Саул, потеряв ослиц своего отца, решил отправиться к провидцу Самуилу, чтобы узнать, где их найти. Но Самуил оказался не просто провидцем, а настоящим пророком – Господь открыл ему, что именно этого неприметного паренька Он хочет сделать первым царем Израиля. Так Саул, искавший ослиц, нашел царский престол.

В этом, пожалуй, основное отличие пророчества от гадания. Обращаясь к гадалке, человек ждет ответа на вполне конкретный житейский вопрос: где ослицы, за кого выходить замуж, какие акции покупать. А пророчество само врывается в человеческую жизнь, открывая людям волю Божью о них самих и окружающем мире. Оно зачастую неудобно и нежеланно: даже Саул сначала смутился, спрятался и не хотел выходить, когда израильтяне стали призывать своего царя. Что уж говорить о тех пророчествах, которых обличают и грозят бедой!

О ком и о чем это? Исайя утверждает, что это сказано о царе Вавилона, самой жестокой империи того времени и наиболее страшном враге израильтян. Но эти слова пророка вспоминаются и в Новом Завете. Христос говорит: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк 10:18) – по-видимому, имея в виду именно эти слова Исайи. При этом Он однозначно называет того, кто спал с неба, сатаной. А еще всё это очень напоминает Владимира Ильича Ленина и его верных соратников: вспомним о богоборческом пафосе Ленина, и о его прижизненном и посмертном культе, и о падении основанного им общественного строя, и об истреблении ближайших соратников, и даже о том, что он до сих пор не похоронен.

Читайте также:  Как зовут внучку ванги

Так о ком же это пророчество – о вавилонском царе, о сатане или о председателе Совнаркома? Обо всех сразу, и о каждом в отдельности. Исаия говорит о гордом и жестоком правителе-богоборце. Наиболее полное и яркое воплощение этой идеи – действительно, сатана, но, к сожалению, в мировой истории не один он пошел по этому пути. Правители Вавилона или Третьего Рейха, вожди большевизма и африканские диктаторы – в этой галерее множество имен из разных стран и эпох. Следуя за сатаной, они уподобляются ему в той или иной степени, они сами вставляют свое лицо в отверстие на холсте, как у старинных фотографов.

Пророчество говорит об истории, но воспринимает ее как окно, через которое можно взглянуть на Вечность. Или, точнее, показывает нам, какими глазами Вечность смотрит на нашу современность. Поэтому пророчество, даже однажды уже сбывшееся, остается в каком-то смысле открытым для последующих событий, которые тоже могут стать его исполнением, если совпадет духовный вектор.

Пророчество как нерв

Царь Иудеи (Южного царства) Ахаз беспокоился: Израиль (Северное царство) заключил союз с Сирией и готовился напасть на Иудею. Сможет ли он противостоять такому нашествию? И тут ему навстречу вышел пророк Исайя: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе; ибо прежде нежели этот младенец будет разуметь отвергать худое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее (Ис 7:14-16).

Если читать это пророчество в историческом контексте, смысл его кажется вполне очевидным: некая девушка забеременеет, родит сына (вполне естественный процесс), и этот ребенок будет еще совсем маленьким, когда обоих угрожающих Ахазу царей уже не будет в живых. Возможно, речь шла о жене Ахаза (еврейское слово הםלע, альма, могло подразумевать и юную замужнюю женщину) или о ком-то, кто стоял поодаль; Исайя даже мог в этот момент показывать на нее пальцем.

Но любой, кто читает этот текст сегодня, видит в нем пророчество о рождении Иисуса Христа от Девы. Неужели евангелист Матфей (Мф 1:23) нафантазировал, когда привел это пророчество именно в таком смысле? Конечно же, нет. В этом особенность практически всех пророчеств: они обычно указывают на конкретно-исторические события, но в них содержится и нечто большее, чем сами эти события. В них Бог раскрывает, как именно Он действует в этом мире, на каком языке говорит с людьми. И когда происходит нечто похожее (не только по внешней канве, но и по сути событий), библейские авторы осмысливают это как продолжение той же самой линии пророчеств.

Пророчества создают некое пространство смыслов, которое может помочь нам ориентироваться в сложных событиях человеческой истории. А может и не помочь, ведь всё, в конечном счете, зависит и от нашего прочтения тоже.

В 13-й главе Евангелия от Марка мы читаем, что сказал Иисус, когда ученики восхищались великолепными храмовыми сооружениями: всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне. И когда Он сидел на горе Елеонской против храма, спрашивали Его наедине Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: скажи нам, когда это будет, и какой признак, когда всё сие должно совершиться? Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец… Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы… Ибо в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения, которое сотворил Бог, даже доныне, и не будет… Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою (Мк 13:2-26).

Читайте также:  Что будет с польшей предсказания

Что же, пророчество не сбылось? Вовсе нет, ведь здесь, как и во многих ветхозаветных текстах, события соединяются по их внутреннему смысловому единству, а не по их хронологической смежности; тем более что для Бога тысяча лет как один день (Пс 89:5). Падение Иерусалима и разрушение Храма (который до сих пор не восстановлен, хотя евреи давно уже вернули контроль над городом) – важнейшее событие во всемирной драме, которая завершится уничтожением всего этого мира, поэтому здесь одно описывается как продолжение другого. Но мы не знаем, сколько лет разделяют эти события – две тысячи или двести миллионов лет; и сам Иисус говорил, что никто не знает ни дня, ни часа (Мф 25:13).

Буквально или символически?

Пророчество, при всей своей надмирности, всегда связано с исторической конкретикой. Именно это обстоятельство привело многих исследователей Библии к выводу, что главы книги Исайи, начиная с 40-й, написаны другим человеком, жившим позднее, ближе к концу вавилонского плена, который Исайя только предсказывал. В самом деле, эта глава начинается с благой вести: наказание Израиля окончено, его ждет скорое освобождение и возвращение домой. Стоило ли говорить это в тот момент, когда наказание еще даже и не начиналось, а народ спокойно сидел по домам? Это все равно, что предрекать скорое падение коммунизма в конце XIX века, как раз накануне его неожиданной победы. Конечно, пророк мог предвидеть даже отдаленное будущее, но такое прорицание скорее сбило бы с толку его слушателей.

Вслушаемся и в слова, которыми благословил Господь Измаила, предка арабов: он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих (Быт 16:12). А ведь вплоть до VII века от Р. Х., то есть спустя много веков после того, как это пророчество было записано в книге Бытия, не было ни огромных арабских стран, ни великой арабской культуры, ни арабского языка как языка ислама – только небольшие кочевые племена в Аравии, на краю тогдашнего мира. Конечно, и они в какой-то мере исполняли это пророчество, но в последующие века его смысл раскрылся полнее.

Но не менее важно и другое: пророчества не прекратились, когда была поставлена последняя точка в последней книге Ветхого Завета. Новый Завет тоже полон пророчеств, продолжающих традицию пророчеств ветхозаветных. И невозможно верно понять и оценить ни жизнь современной Церкви, ни Новый Завет, если не знаешь Ветхого. Пророческий дух продолжает жить в Церкви, а сбываются эти пророчества уже в нашей жизни. Ведь мы с вами живем в ту эпоху, которая описывается в последнем пророчестве Библии, завершающем Откровение Иоанна Богослова: Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его (Откр 22:11-12).

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector