В этой статье маг Ольга Васильева отвечает на вопрос «Что предсказал ассоль эгль?».
Цели и задачи урока:
- продолжить обучение умению анализировать текст художественного произведения;
- совершенствовать навык краткого художественного пересказа;
- совершенствовать навык беглого выразительного чтения;
- учить умению читать в лицах;
- продолжить обучение умению выделять тему, идею, основную мысль произведения;
- воспитывать чувство любви к прекрасному.
Наглядность:
-
картины на “морскую тему”: И. Айвазовский, Р. Судковский, плакаты с изображением эпизодов произведения;
- альбом с работами И.Н. Крамского;
- портрет А.Грина;
- выставка рисунков к произведению;
- “морская выставка”: синее полотно в виде волны, раковины, морские камушки, ракушки, зелёные живые вьющиеся растения, морские звёзды.
ТСО:
- магнитофон с записью песен: Ю. Лоза “Маленький плот”, Ж. Агузарова “Верю я”, Б. Гребенщиков “Город золотой”.
- гитара.
1) Вступительное слово учителя: объявление целей, задач урока;
2) Работа над эпиграфом к уроку (на доске).
“Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище”.
Проблемный вопрос: способен ли человек совершать чудеса своими руками?
Учитель: чтобы решить проблемный вопрос, мы рассмотрим роман-феерию Грина в трёх аспектах:
1. Мир А. Грина.
2. Мир Ассоль.
3. Мир Артура Грэя.
3) Биография А. Грина (задание 2 ученикам) (монолог учащихся).
4) Музыкальная заставка Ю. Лоза “Маленький плот”.
Вопрос: Как вы думаете, воплощается ли в эпиграфе и в этой песне жизнь Грина?
Созвучна ли песня жизни писателя? В чём?
Ответ: Жизнь А. Грина была очень трудной, тяжёлой, было много испытаний.
Вывод: Сытым, довольным своей жизнью людям живётся легко, гораздо легче, чем людям мечтающим, поэтам.
Глава 1 “Предсказание”.
1) Краткий художественный пересказ (1 ученик) “Предсказание” до слов “…Ассоль увидела, что у ручья, спиной к ней сидит человек…”
Эгль, рис. А. Колесникова (7 кл.)
2) Инсценирование эпизода “Эгль и Ассоль”.
Вопрос: Почему Эгль именно Ассоль сделал предсказание?
Он – тонкий психолог, что в облике девочки он отметил для себя?
Ответ: Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.
Вопрос: Что же происходит после того, как сказочник Эгль предсказал Ассоль “Алые паруса”?
Лонгрен, рис. А. Колесникова (7 кл.)
3) Выборочное чтение. Задание учащимся: Лонгрен.
(Реакция отца на рассказ Ассоль).
“…Вырастет, забудет, – подумал он, – а пока…не стоит отнимать у тебя такую игрушку. Много придётся в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали – нарядных и белых, вблизи – рваных и наглых…А насчёт алых парусов думай, как я; будут тебе алые паруса…”
Рис. И. Гусевой (6 кл.)
“…Девочка, вздрогнув, невольно взглянула из-под руки на разлив моря, затем обернулась в сторону восклицаний; там, в двадцати шагах от неё, стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывали языки. Вздрогнув, девочка побежала домой…”
Задание учащимся: Рассмотреть картину. Что общего между: Ассоль – толпа и Иисус Христос – римские войны во главе с Понтием Пилатом?
Рис. Л. Смирновой (7 кл.)
Ответ: Общее в идее: противопоставление добра и зла, света и тьмы, высокой души (духа) и физической силе, низменным страстям.
Задание: Отражает ли песня душевное состояние Ассоль в эти минуты?
Ответ: Да, несмотря на осмеяние толпы, Ассоль продолжает верить в чудо.
Вопросы для беседы:
Вопрос: О чём эта песня?
- Краткий художественный пересказ (1 ученик)
Вопросы для беседы:
“…Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди, и текла кровь. Я этого не хочу…”
“Артур Грэй родился с живой душой”.
“Грэй жил в своём мире”.
“Знатная дама напоминала паву, высидевшую яйцо лебедя”.
Картина, изображающая корабль в библиотеке.
“Он родился капитаном, хотел быть им и стал им”.
(Человек осуществляет свою мечту сам!)
5) Отношение к слугам (Бетси)
Вывод: Грэй был не похож на аристократа, он был человеком с живой душой.
1) Вопрос: Каким вы представляете Грэя? Нарисуйте словесный портрет.
2) Встреча Ассоль и Грэя (чтение).
“Спящая Ассоль – выборочное выразительное чтение.
3) Встреча в трактире.
Рассказ Миннерса Хина-угольщика.
“Ты, верно, когда наваливаешь свою корзину углём, то думаешь, что она зацветёт?”
О чём эти слова?
Прошло 7 лет с тех пор, когда Эгль рассказал на берегу моря сказку о корабле с Алыми парусами.
Ассоль? Какая она? (описание внешности, иллюстрации) Её характер, душа, разговор с природой.
“Ассоль остаётся одна”.
Краткий художественный пересказ.
Вопрос: Каковы жизненные принципы Грэя?
Рис. Н. Ежовой (6 кл.)
“Он сидел, тихо водил смычком, заставляя струны говорить волшебным, неземным голосом, и думал о счастье…”.
“Истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками”.
Работа в группах
Вопрос: Каким образом Артур Грэй осуществил свою мечту стать капитаном?
Придумать название к этой иллюстрации.
Вопрос: Как воспримет капитан Артур Грэй историю с алыми парусами, рассказанную
в таверне как старую сплетню?
Подобрать название к этой иллюстрации.
Вопрос: Случайно ли название шхуны “Секрет”? В чём секрет капитана А.Грэя? Ассоль? Лонгрена? Придумать название к этой иллюстрации.
Вопросы для викторины
Работа с лексикой произведения
Феерия – 1) театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающиеся пышной постановкой и сценическими эффектами;
2) (перен.) волшебное, сказочное зрелище.
Фееричный – сказочно красивый как в феерии.
Завязка – начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий, начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой.
Сюжет – в литературном или сценическом произведении последовательность и связь описания событий.
Развязка – конец, завершение какого-нибудь сложного события, ситуации; заключительная часть драматического произведения или иного литературного произведения.
Контраст – резкая противоположность.
Композиция – строение, соотношение, взаимное расположение частей.
1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; Вселенная.
2) отдельная область Вселенной. Звёздные миры.
3) Земной шар, Земля, а также люди, население Земли.
4) Объединённое по каким-нибудь признакам человеческое общество. Античный мир. Научный мир.
5) Светская жизнь, в противопоставлении монастырской жизни.
6) Отдельная область жизни – мир растений, мир животных, мир звуков.
Анализ произведений. Характеристика героев. Материалы для сочинений
Эгль и Ассоль. Художник Л. Фейнберг |
Эгль является одним из второстепенных персонажей повести-феерии «Алые паруса» А. Грина.
Эгль — это путешественник, собиратель народных песен и легенд. Он предсказывает маленькой Ассоль, что однажды к ней приплывет принц на корабле с алыми парусами.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Эгля в повести-феерии «Алые паруса», описание в цитатах.
Смотрите:
— Краткое содержание феерии
— Все материалы по феерии «Алые паруса»
«. Но перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. «
«. Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов. «
«. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным. «
«. Старик с минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти. «
«. непонятная речь старика с сверкающими глазами, величественность его бороды и волос. «
Эгль — поэт в душе:
«. Я, милая, поэт в душе – хоть никогда не сочинял сам. «
«. склонность к мифотворчеству – следствие всегдашней работы. » (об Эгле)
«. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. «
«. Не знаю, сколько пройдет лет, – только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. «
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Эгля в повести-феерии «Алые паруса», описание персонажа.
Героиня повести-феерии «Алые паруса» Александра Грина, Ассоль, жила с отцом. Его звали Лонгрен. Отец давно не ходил в море и зарабатывал на хлеб, мастеря деревянные парусники. парусами служили обрезки шелка.
Однажды он отправил дочь на рынок продать готовые кораблики. Ассоль шла по берегу ручья и опустила один, тот, который был с алыми шелковыми парусами, в ручей. Опустила и бежала за ним, а он удалялся все дальше и у нее не было сил догнать его. Она добежала до самого истока ручья и увидела здесь странного человека. Это был Эгль, собиратель сказок и легенд. Они сам был сказочный,одет странно и говорил странные вещи. Он предсказал Ассоль неожиданную встречу с любимым человеком и что она уплывет с ним на корабле с алыми парусами.
Все так и произошло. Грэй, этот романтичный юноша из богатой семьи стал настоящим моряком, но романтиком в душе. Он узнал от других об этой мечте Ассоль и сам влюбился в девушку. Он нашел ту, которая ждала его и его корабль.
Прекрасная повесть, восхитительная сказка! Она так осветляет серые будни.