Как предсказать дтп

В этой статье маг Ольга Васильева отвечает на вопрос «Как предсказать дтп?».

Благодаря грамотной и профессиональной оценке дорожной ситуации можно правильно предвидеть (спрогнозировать) дальнейшую дорожную ситуацию. Прогнозирование представляет собой сравнение абстрактных предположений в голове человека в данный момент с данными о таких же ситуациях, которые хранятся в его памяти. Поскольку память обладает ассоциативными свойствами, водитель имеет определенное представление об изменении взаимного положения и управляемой машины, и других объектов дорожного движения. Таким образом, умение прогнозировать зависит от индивидуальных ассоциативных свойств памяти человека и его способности вообразить изменение временных и пространственных характеристик ситуации на дороге.

Благодаря воображению водитель представляет развитие ситуации как результат возможных его собственных действий, и действий других участников ДТС. Самым сложным в процессе прогнозирования является необходимость предугадать, как будут вести себя окружающие. Их действия могут быть весьма разнообразными, а это значит, что и решения по управлению своими автомобилями могут различаться. Поэтому задача прогнозирования состоит в правильной оценке различных вариантов развития ДТС и выявление из них такого, который наиболее вероятно соответствует поведению остальных участников дорожного движения.

Этот выбранный вариант – основа водителя для принятия решений. Часто такой информации бывает недостаточно. К примеру, довольно затруднительно грамотно оценивать поведение окружающих на участке дороги с плохой видимостью, или находясь в плотном потоке автомобиле. В таких ситуациях водителю следует ориентироваться на тот вариант, который в данных обстоятельствах является самым опасным, и не принимать решения до тех пор, пока не будет получено достаточно информации. Для этого нужно снизить скорость или приостановить автомобиль (к сожалению, многие водители забывают об этом), а если этого сделать нельзя, то он должен принять иные меры безопасности (сделать интервал между машинами больше), и поддерживать готовность к любому изменению дорожной ситуации. Таким образом, водитель формирует решение о том, как необходимо двигаться и как достичь этого, основываясь на своей оценке ДТС и ее прогнозировании.

В некоторых ситуациях нужно сохранять неизменный режим движения. Изменять режим необходимо по разным причинам, например, с появлением пешеходов, встречного, попутного транспорта, обращая внимание на дорожные знаки и светофоры, разного рода препятствия. Принимая дальнейшее решение, водителю необходимо помнить о характеристиках дороги, эксплуатационных свойствах самой машины, прежде всего, ее размеры, динамические и тормозные качества транспорта, его управляемость, и др. Реализуется принятое решение через воздействие на механизм управления или с помощью сигналов другим участникам ДТС.

Над летчиками проводили такой эксперимент: при управлении самолетом под автопилотом и вручную им водили отказ техники, который резко нарушал заданный режим полета. В результате эксперимента выяснилось, что когда пилоты управляли транспортом вручную, она готовы были парировать нарушения, с отказом техники они справились довольно легко. В том случае, когда самолет шел под автопилотом и летчики были расслаблены (хотя и держали органы управления в руках, как указано в инструкции), резкий отказ вызывал у них гораздо большее волнение, они не могли удерживать нормальный режим полета. Эксперимент показал, насколько важно во время вождения предусматривать возможность возникновения аварийных ситуаций и быть готовыми к противодействию.

Читайте также:  Что говорила ванга о чернобыле

Было замечено, что иногородние водители совершают относительно большую часть нарушений и дорожных происшествий. Несмотря на их попытки быть более осмотрительными в малознакомом городе, все происходит именно так. Местный водитель, которому известно обо всех городских дорогах, перекрестках и опасных местах, всегда находится в более выгодном положении.

Неожиданность опасна не только в городских условиях, но и при движении по междугородной трассе. Во время движения по ней водитель складывает представление, образ дороги, от которого он отталкивается, на будущую часть пути, которая ждет его за поворотом. Именно здесь особо опасны неожиданности, о которых не известно водителю. Как правило, он реагирует на них с определенной задержкой. В ходе экспериментов было установлено, что в том случае, если водитель готов к определенной дорожной ситуации, то его время реагирования составляет какие-то доли секунды, а когда ситуация возникает неожиданно, то время реакции возрастает в несколько раз.

Следует сказать несколько слов об обгонах. При совершении этого маневра правильная оценка ситуации и прогнозирование имеют существенное значение. Водителю необходимо учитывать большую совокупность факторов: удаленность от встречной машины, скорость обгоняемого транспорта, возможное поведение водителя, который едет впереди. Ошибаться в этом прогнозе очень опасно, поскольку обгон происходит при повышенной скорости. При таком маневре водитель чувствует острое напряжение. В ходе экспериментов установлено, что в психофизиологических параметрах водителя во время обгона происходит значительный сдвиг, их значение превышают обычные на 25-40%.

В основе всего — статистика. Которая хороша своей предсказательной силой. Посчитайте, сколько людей заболело гриппом в регионе в прошлом году — и в новом неизбежно заболеют примерно столько же: они не собирались болеть и всё-таки заболеют! Причины за цифрами часто не видны, однако, строить прогноз это не мешает. Так же и с ДТП. Сведя данные по аварийности на каком-то участке дороги за много лет, можно с некоторой степенью уверенности посчитать риск для проезжающих там автомобилей попасть в аварию. Конечно, и тут речь лишь о вероятности, но посчитанная цифра всё же полезна: если она велика, либо если фактическая аварийность больше высчитанной среднестатистической, это требует обратить на данный участок повышенное внимание.

В США последние четыре года как раз были периодом расцвета таких программ. Начиналось всё с разрозненных экспериментов в масштабах отдельных штатов. Местные полицейские и транспортные управления, в поисках новых способов улучшения ситуации на дорогах, заказывали разработку программного обеспечения для предсказания ДТП на основании статистических данных. Подобная программа, учитывая всю имеющуюся информацию о конкретной трассе, прогнозирует вероятность возникновения транспортного происшествия на каждом участке протяжённостью в несколько километров с точностью в несколько часов.

Читайте также:  Как изменились показания барометра по которому мирон иванович предсказал дождь

Получив эти сведения, полиция направляет патрули в — потенциально! — наиболее опасные районы. Задача у патруля вовсе не зафиксировать ДТП, которое может здесь произойти, а самим своим присутствием помешать его возникновению. Поэтому занимаются они обычными делами: рутинные проверки на алкогольное опьянение, выявление непристёгнутых, вообще охлаждение пыла особо страстных гонщиков. Анализ же результатов показывает, что такое превентивное воздействие позволяет как минимум сдержать рост аварийности.

От разрозненных проектов американские транспортники доросли до создания большого универсального инструмента. Это разработанный по инициативе тамошнего Минтранса продукт Safety Analyst: набор компьютерных инструментов для предсказания и профилактики ДТП на автомагистралях. Принцип работы тот же: программе скармливают максимум имеющейся информации о конкретной дороге, после чего она указывает места, требующие повышенного внимания (прежде всего такие, где аварий случается больше, чем математически ожидается). Здесь же можно проанализировать, какой тип происшествий доминирует, какие меры могут быть приняты и даже оценить, насколько то или иное воздействие способно улучшить статистику аварийности.

Основа для такого механизма — информация по дорожно-транспортным происшествиям, раздаваемая централизованно и открыто — у нас уже есть: с прошлого года действует интернет-ресурс Безопасныедороги.РФ, поддерживаемый, в частности, усилиями Минсвязи, МВД и МЧС, Росавтодора. Все желающие могут черпать оттуда богатые исторические данные по аварийности (тип происшествия, время, сезон и пр.) и состоянию дорог. И значит, дело за малым: кто-то должен разработать инструменты для анализа этих данных.

Мне видятся три варианта примерно равной сложности, которые без сомнения будут востребованы отечественным автодорожным сообществом. Все они требуют минимальных вложений и могут быть реализованы силами коллектива из нескольких человек, в состав которого входят студент-математик и два-три программиста. По своим возможностям такие продукты, конечно, не смогут конкурировать с тем же Safety Analyst, но и данных, необходимых для построения столь сложных компьютерных моделей, у нас пока не собирается. Поэтому вот с чего разумно начать.

Вариант первый: онлайновая интерактивная карта, размеров отдельного населённого пункта или области, наглядно изображающая наиболее опасные районы. Изюминка, повторюсь, не в том, чтобы показать, где и сколько людей разбилось, а в том, чтобы показать, где происходит аварий больше среднестатистической нормы. Самое интересное, что оценка опасности района может меняться в зависимости от времени суток, погодных условий, прочих факторов — поэтому полноценно заменить такую карту предупредительными щитами на дороге (мол, осторожно, опасный участок!) не всегда возможно. Пользователи: прежде всего рядовые автомобилисты.

Читайте также:  Что ванга говорила про вич

Вариант второй: обязать пользоваться такой картой уже сотрудников ГИБДД. Превентивно выставляя патрули там, где констатируется аномально высокая аварийность, мы влияем на ситуацию, не допуская её развития по худшему из сценариев. Конечно, это не заменит классических мер профилактики, но классические меры себя уже показали, из них уже выжато всё возможное. Проактивные же меры только вводятся в оборот — и грех не попробовать применить их, раз уж необходимые данные у нас есть.

Вариант третий: разработать мобильное приложение для идентификации опасных зон, пользоваться которым будут как официальные службы, так и простые автомобилисты. Степень детализации в нём зависит от желаний пользователя. У одних такое приложение будет незаметно висеть в фоне, следить за координатами автомобиля и подавать сигнал только при подъезде к опасной зоне. Другим оно покажет карту и детальную оценку прогнозируемой ситуации впереди.

Насколько мне известно, для российских дорог таких инструментов ещё не создано. Так почему бы не попробовать? Вложения минимальны, всё необходимое есть, а положительный эффект измеряется в человеческих жизнях!

Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Водительский опыт приходит со временем. Не совсем хорошо, если этот опыт накапливается благодаря собственным ошибкам, которые приводят к ДТП. Сидя за рулем автомобиля в каждый момент старайтесь думать за других участников движения и предвидеть наихудший вариант развития событий:

  • всегда допускайте, что водитель или пешеход может не видеть вас. В случае ДТП противоположная сторона, как правило, говорит, что не видела вас;
  • будьте внимательны рядом с общественным транспортом! Будьте готовы, что в любой момент из-за трамвая, автобуса, троллейбуса может выскочить пацан и рвануть поперек дороги!;
  • нажав на педаль тормоза, обязательно посмотрите в зеркало заднего вида. Сзади идущему может не хватить нескольких сантиметров. Поэтому, выжимайте педаль сцепления (но не выключайте передачу) и тормозите, — в случае чего вы успеете «прыгнуть» на метр-два вперед, тем самым избежав столкновения;
  • отрегулируйте подголовник сиденья, чтобы при ударе сзади не сломать себе шейные позвонки;
  • стоя на перекрестке первым, держите ногу на педали тормоза. В противном случае, даже малейшего толчка сзади будет достаточно, чтобы вы оказались на полосе перекрестного движения;
  • будьте внимательны к пешеходам, переходящим дорогу в неположенных местах — в любой момент пешеход может развернуться и начать движение в обратном направлении.

Следуя этим несложным советам, вы почувствуете, что безопасное пространство вокруг вашего автомобиля физически увеличивается. А, если благодаря вышесказанному, в какой-то ситуации вы сможете избежать неприятностей на дороге, значит вы стали хорошим водителем.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock detector